Живой Оскол

Каким должен был быть Проспект Комсомольский

Сегодня с вами рассмотрим план 1988 года, в котором можно увидеть как архитекторы видели будущую развязку новой части города с Ленина.

Стоит начать прежде всего с легенды:

Сперва рассмотрим самое главное отличие плана от реальности — так и не построенный участок Комсомольского проспекта, который должен был связать Старый и Новый город.

Улица 8 Марта должна была сильно укоротиться, уступив место прямому участку Комсомольского проспекта от путепровода через ж/д до дороги между мкрн Макаренко и Буденого с дальнейшим выходом на мост у «Арбата». Забавно, что движение там разрешалось только для общественного транспорта. Ну или на своих двоих.

Также был видно, что мкрн Ольминского был бы достроен полностью. Для частного сектора там места не оставалось. Однако «деревня» сохранялась бы севернее нового участка. Улицы Стадионная, Тракторная, Победы и другие остаются на своих местах. Улица Свободы соединяется с ул. Бутовой, замыкая контур мкрн Буденого, и становится частью еще одной внутригородской магистрали, которая идет от Нового города через ж/д и реку, вливается в Ленина в районе медколледжа и уходит по Мира в Песчанку.

Отдельно хочется выделить организацию движения у вокзала. На площади планировалось разворотное кольцо, а рядом — паркинг для автомобилей.

Фантазия архитекторов разыгралась хорошо в старой части города. Частному сектору возле берега не повезло бы. Сплошная рекреационная зона! Парки, парки, парки. Плюс культурно-развлекательные учреждения. Остров напротив городского пляжа соединяют мостиком с противоположным берегом. Видимо там сделали бы причал для лодок. И никакого квартала Старая Мельница. Только зеленая зона и благоустроенная набережная. Интересно, что ул. Коммунистическая здесь идет под углом к Октябрьской, а не перпендикулярно. Если присмотреться, то можно увидеть, что на месте бывшего пищекомбината планировалась, судя по форме зданий, среднеэтажная застройка. А вот проезд от Коммунистической на ул. 17-ти Героев волшебным образом превращается в пешеходную дорожку.Стоит отметить еще две вещи. Во-первых, восстановление протоки в районе ул. Островной и появление еще одного острова (естественно, с прогулочной зоной) на Осколе. Во-вторых, превращение ул. Калачева в тупик с разворотной площадкой. И никакого соединения с улицей Володарского. Кроме разве что пешеходного, хотя на плане это и не показано.

Кстати, об улице Володарского и Старом городе вообще.Тут тоже много интересных (и не очень) нововведений планировалось. И вот по плану движение на Старом городе кардинально меняется. Трафик между Новым городом и Микро уходит под землю. Ленина превращается от «Октября» до Урицкого в улицу с движением общественного транспорта. Ну а объезжается это все по дуге Пролетарская-Володарского-Первомайская. Приоритет в центре — пешеходам. Хотя в 90-тых уже нечто подобное было, правда Ленина делали полностью пешеходной от Комсомольской до Урицкого. Интересно, что для этой части Оскола только один замысел из плана оказался реализованным — светофоры на перекрестке Ленина-Революционная.
Планов, как можно увидеть из чертежа, было много. И многие, к счастью или сожалению, так и остались (пока) на бумаге. Но от этого чертеж не стал бесполезным куском целлюлозы. Он превратился в ценное свидетельство той эпохи, которое расскажет нашим потомкам о нашем же видении будущего.

И кто знает, может идеи из этого плана снова оживут и воплотятся в будущих проектах. Просто их время, как это часто бывает, еще не пришло. Ну и в дополнение в этому ниже представлен весь чертеж, который можно удобно рассмотреть.

 

Особые благодарности в создании этого поста: Lim0nWolframium13